Главная / Новости / Новости Приморья / Онлайн-конференция с директором департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Натальей Соколовой

Онлайн-конференция с директором департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Натальей Соколовой

Здравствуйте! На официальном сайте Администрации Приморского края в прямом эфире начинается онлайн-конференция с директором департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Натальей Соколовой.

Вопросы от приморцев мы принимали до среды. Все подробности можно узнать на официальном сайте Приморского края primorsky.ru.
— Наталья Сергеевна, добрый день!
Первый вопрос от Анны Владимировны Бровкиной: «Очень интересует программа – земля семьям с двумя детьми. Подали заявление в начале 2014 года, был присвоен 464 реестровый номер по Владивостоку. Когда ожидать реализации программы? Когда в очереди с многодетными не останется ни одного человека? Но это нереально, эта очередь никогда не кончится! Очень хочется свой маленький домик на земле! Может проще купить участок в Кипарисово и не ждать милости от государства? А то время проходит, а дети растут в «каменных джунглях».
— В настоящее время действительно предоставление участков гражданам, имеющим двух детей, молодым семьям возможно после обеспечения участками многодетных семей, включённых в реестр.
Учитывая указанное ограничение, не все муниципальные образования имеют такую возможность по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим двух детей, молодым семьям.
В настоящее время участки уже предоставлены на территориях 16 муниципальных образований – Большой Камень, Спасск-Дальний, Дальнереченский, Уссурийский городские округа, ЗАТО Фокино, Дальнереченский, Михайловский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Спасский, Тернейский, Хасанский, Черниговский, Чугуевский и Шкотовский муниципальные районы.
Для более эффективного предоставления участков гражданам, имеющим двух детей, молодым семьям в краевой закон внесены изменения организационного характера – по заключению соглашений между муниципальными образованиями о возможности предоставления, с согласия граждан, участков независимо от места их постоянного проживания.
Принять решение о покупке земельного участка зависит только от Вас. При этом право на бесплатное получение земельного участка в соответствии с законодательством остается за Вами.

— Юлия Жогло интересуется: «Что должно быть отражено на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Обязательно ли ее делать на одном листе и требуется ли сейчас схема на электронном носителе?»
— Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготавливается в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса РФ с учетом требований, установленных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, в котором указаны сведения необходимые для внесения в схему расположения земельного участка.
Ознакомиться с этим приказом можно на сайте департамента.

Количество листов схемы может зависеть от количества ее информации о координатах и площади земельного участка. Схема должна быть читабельна.

Подготовка схемы расположения земельного участка может осуществляется на бумажном носителе в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов.

— Еще один вопрос от Юлии: «Почему заявления в департаменте регистрируются спустя месяц после подачи заявления в МФЦ? Сотрудники МФЦ документ о передаче заявления в установленные сроки предоставляют».

— Увеличение сроков регистрации департаментом обращений граждан о предоставлении госуслуг, переданных отделениями многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае, вызвано рядом причин.

Существенно увеличился документооборот, связанный с возложением на департамент новых полномочий, а также предоставлением услуг в области земельных отношений на территории еще трех муниципальных образований.
Надо учитывать, что зачастую срок предоставления государственной услуги увеличивается за счет приема-передачи документов из МФЦ.
Особенно это относится к отделениям МФЦ Артема, Надеждинского района, Шкотово и Смоляниново, срок предоставления такого результата также увеличивается в среднем на 12-14 рабочих дней, с учетом отдаленности данных отделений МФЦ.
При этом департамент проводит работу по оптимизации процесса регистрации входящей корреспонденции. Внедряется соответствующий продукт по электронному документообороту с МФЦ
— Еще вопрос от Юлии: «При подаче заявлений о предварительном согласовании необходимо ли прикладывать согласие супруга?»

— Согласно статье 39.15 Земельного кодекса России требуется нотариально заверенное согласие супруга на приобретение в собственность земельного участка.

— Вопрос от Михаил Леонтьева: «Когда нормализуется обстановка с соблюдением сроков проведения аукционов в нашем крае? По земельному участку имеется акт выбора, уведомление о проведении аукциона поступило еще в феврале, но до сих пор решение о проведении аукциона нет».

— Согласно п. 3 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ образование земельного участка органом государственной власти для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка;

2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ;

3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка;

4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, в случае, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений.

5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.

Таким образом, если на земельном участке предусматривается строительство зданий, сооружений, получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения существенно увеличивает сроки подготовки проведения аукциона.

Учитывая, что с 1 марта 2015 предоставление земельных участков осуществляется преимущественно на аукционах, а подготовка схем расположения земельных участков и проведение кадастровых работ возложено на уполномоченный орган, департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края создано КГАУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», в том числе для обеспечения работ по образованию земельных участков для проведения аукционов на заключение договоров аренды земельных участков.

Таким образом, в настоящее время краевое учреждение проводит работы по формированию в соответствии с действующим законодательством земельных участков в целях проведения аукционов. По мере постановки земельных участков на кадастровый учет и получения информации о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения департаментом будут проведены аукционы.

— Второй вопрос от Михаила: «Каким образом можно получить компетентную консультацию по вопросам земельных отношений? Дозвониться сложно. Например, в Росреестре есть «горячая линия», по которой можно узнать практическую информацию по профильным вопросам. Прошу Вас предоставить такую возможность для участников земельных отношений на постоянной основе».
— Каждый вторник в целях более эффективного оказания государственных и муниципальных услуг специалисты отделов департамента ведут прием граждан по вопросам предоставления земельных участков, и дают консультации по всем вопросам, интересующих граждан.

Кроме того, департамент возобновляет успешный опыт проведения горячей линии по вопросам, связанными с земельными правоотношениями. Со следующей недели сотрудники департамента на постоянной основе будут проводить консультации граждан по актуальным вопросам с периодичностью один раз в неделю. Информация о более конкретных сроках и времени проведения горячей линии будет размещена на официальном сайте департамента.

— Вопрос от Алексея Куличенко (ООО «Геодезист», г. Артем): «Какое количество заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято департаментом за период с 01.03.2015 г. по 27.07.2015 г. от граждан Артемовского городского округа? Какое количество из этих заявлений получили положительный результат и находятся в процессе оформления?»
— С 1 марта по 27 июля 2015 года в департамент поступило порядка 500 заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков граждан Артема. Ввиду того, что поданные заявления не соответствовали установленной форме, либо к заявлениям не были приложены необходимые документы, либо такие документы не соответствовали требованиям закона, департаментом в соответствии с требованиями Земельного кодекса принял решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, либо о возврате направленных документов.
— Еще вопрос от Алексея: «В МФЦ Артема нет стендов с размещенными образцами заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Специалисты МФЦ не дают никаких консультаций по заполнению таких заявлений. В связи с этим на неверно заполненные заявления граждане получают отказы уже 4 месяца. Когда в МФЦ появятся образцы верно заполненных заявлений и образец верно выполненной схемы расположения земельного участка или земельных участков на КПТ?»
— Требования к заявлениям о предварительном согласовании предоставления земельных участков установлены статьей 39.15 Земельного кодекса РФ, где четко прописано, что должно быть указано в заявлении и какие документы необходимо приложить к заявлению.
Дополнительно департаментом разработан соответствующий административный регламент. Образцы заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка размещены на сайте Администрации края в разделе департамента земельных и имущественных отношений Приморья в приложении к соответствующему административному регламенту.
Все принятые департаментом административные регламенты направлены в МФЦ Приморского края.
Что касается схемы расположения земельного участка, то требования к её заполнению установлены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762. В указанном приказе среди прочего отражен образец схемы и указаны необходимые к заполнению сведения.
Дублирование на уровне департамента образца данной схемы не имеет смысла.
— Алексей также интересуется: «Почему специалисты департамента в отказах о предварительном согласовании предоставления земельного участка в замечаниях о несоответствии схемы расположения земельного участка или земельных участков на КПТ требуют указывать на схеме сведения, которых нет в форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762?»
— Специалисты департамента проверяют схему расположения земельного участка на её соответствие требованиям названного приказа Минэкономразвития. Каких-то требований, не содержащихся в приказе, сотрудники департамента не предъявляют. Каждая представленная схема оценивается индивидуально, поскольку зачастую кадастровые инженеры изготавливают схему, несоответствующую установленным требованиям, что является основанием для отказа в её утверждении.
— Следующий вопрос: «При обращении в департамент гражданами с заявлениями на изготовление схемы расположения земельного участка или земельных участков на КПТ, какая организация изготавливает схему?»
— Для выполнения технической работы, связанной с исполнением возложенных на департамент с 1 марта этого года полномочий, создано специализированное учреждение – «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», в функции которого, в том числе, входит изготовление схем расположения земельных участков.
— Еще один вопрос звучит следующим образом: «Какую форму заявления необходимо заполнить гражданам при выкупе земельного участка (дополнительно к основному — в собственности) путем перераспределения, согласно ст. 39.27, ст. 39.28, ст. 39.29 Земельного кодекса?»
— Требования к заявлениям о перераспределении земельных участков также установлены Земельным кодексом, в частности статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, где четко прописано, что должно быть указано в заявлении и какие документы необходимо приложить к заявлению.
Также в настоящее время департаментом подготовлен проект соответствующего Административного регламента, который проходит процедуру согласования и будет принят в ближайшее время.
— Вопрос от Алексея: «Земельный участок площадью 1000 квадратных метров находится в собственности, разрешенное использование – под индивидуальное жилищное строительство. Смежный с ним земельный участок площадью 400 квадратных метров стоит на кадастровом учете, разрешенное использование – под огород. Право не зарегистрировано. Гражданин использует оба участка 28 лет. Возможно ли путем перераспределения выкупить земельный участок площадью 400 квадратных метров, не снимая его с кадастрового учета? К заявлению прилагается свидетельство на право собственности на основной земельный участок площадью 1000 квадратных метров, кадастровый паспорт на дополнительный площадью 400 квадратных метров (под огород), схема расположения земельного участка или земельных участков на КПТ.
— Положения Земельного кодекса о возможности перераспределения земельных участков вступили в силу только 1 марта 2015 года. До этого момента такого механизма в земельном праве не существовало. Ввиду того, что институт перераспределения участков достаточно новый, отсутствует однозначная практика применения указанных норм, а также какая-либо судебная практика в этой сфере.

Вместе с тем, исходя из системного толкования норм Земельного кодекса, департамент полагает, что возможность перераспределения земельных участков в данном случае существует, при отсутствии иных препятствий установленных законом.

— Вопрос от Натальи: «На каком этапе на данный момент находится реализация программы по выдаче земель молодым семьям?»
— Предоставление земельных участков гражданам, имеющим двух детей, молодым семьям в настоящее время осуществляется на территории 16 муниципальных образований края. Это Большой Камень, Дальнереченск, Спасск-Дальний, Уссурийск, ЗАТО Фокино, Дальнереченский, Михайловский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Спасский, Тернейский, Черниговский, Чугуевский и Шкотовский муниципальные районы.
На территории Владивостокского городского округа земельные участки не предоставлялись. В то же время в реестре получателей земли числится 6 431 семья (более половины от краевого показателя – 11 469).
— Какова ситуация с выдачей земель многодетным семьям?
— Предоставление земельных участков многодетным семьям идёт в положительной динамике. Так, за первый год реализации уровень обеспечения участками находился на отметке 13 процентов (18.11.2012), в последующем он составил 32 процента (18.11.2013), 62 процента (18.11.2014) и по состоянию на текущую дату составляет 73 процента. Из включённых в реестр 7 703 граждан предоставлено 5 620 земельных участков.
На территории семи муниципальных образований участками обеспечены все обратившиеся граждане – это ЗАТО Фокино, Дальнереченский, Ольгинский, Спасский, Тернейский, Хорольский и Черниговский муниципальные районы.
Меньше всего граждан из числа обратившихся обеспечены участками на территории Владивостока – 57 процентов. В настоящее время администрацией города сформировано 453 земельных участка, из которых 307 участков – на мысе Песчаный, 125 участков – район улицы Артековская, 2 и 21 участок – в районе улицы Шоссейная.
— Еще вопрос от Натальи: «Сколько участков выдано многодетным семьям в этом году, сколько готовятся к выдаче, где?»
— С 01 января 2015 года по настоящее время муниципалитетами представлено 625 земельных участков. По информации, представленной уполномоченными органами местного самоуправления, планируются к предоставлению 2 032 земельных участка.
В соответствии с краевым законом, регулирующим порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, участки предоставляются в пределах городского округа (при обращении граждан в администрацию соответствующего муниципалитета).
При проживании граждан в пределах муниципального района, им необходимо обращаться в администрации поселений, входящих в состав района. Ранее участки предоставлялись в пределах всего муниципального района, но в связи с вступившими в силу с 1 марта текущего года изменениями земельного законодательства соответствующие изменения внесены и в краевые законы – как для многодетных граждан, так и для молодых семей, и граждан, имеющих двух детей.
— Напомните, пожалуйста, кто имеет право рассчитывать на участок?
— Право на получение участка имеют граждане, имеющие трёх и более детей, совместно проживающие с ним, либо с одним из них, наличие зарегистрированного брака необязательно.
Под понятие «дети» попадают лица в возрасте до 18 лет, а также лица, чей возраст превышает данный предел, но при наличии одного из условий:
– лица, проходящие обучение в общеобразовательных организациях, профессиональных общеобразовательных организациях, общеобразовательных организациях, высшего образования по очной форме обучения (до 23 лет);
– лица, проходящие военную службу по призыву (до 21 года);
– лица, являющиеся инвалидами, независимо от группы инвалидности, и имевшие в возрасте до 18 лет категорию «ребёнок-инвалид».
Также к заявлению гражданам необходимо приложить документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории того муниципального образования, куда они подают заявление.
Стоит отметить, что последние изменения в краевой закон по предоставлению участков многодетным семьям предусматривают предоставление участков на территории иного муниципального образования при заключении соответствующего соглашения, но само заявление от граждан должно быть направлено в администрацию того муниципального образования, где данные граждане постоянно проживают.
— Наталья также поинтересовалась, решается ли проблема неподходящей для жизни инфраструктуры участков, есть ли договорённости на случай обнаружения на участке запрещённых к вырубке деревьев?
— На территории крупных муниципальных образований земельные участки, в основном, предоставляются в одном массиве. Данная мера направлена на сокращение финансовых расходов при последующем обеспечении участков необходимой инфраструктурой. При предоставлении участков многодетным гражданам инфраструктурой данная территория, к сожалению, не обеспечена. Муниципалитетами разрабатываются соответствующие программы, но на них нужен определённый срок – 2-3 года. Для более эффективного решения данного вопроса со стороны Администрации Приморского края предусмотрено субсидирование данных программ.
По вопросу договорённости на случай обнаружения на участке запрещённых к вырубке деревьев департамент сведениями не располагает. В то же время можем отметить, что участки, в соответствии с рассматриваемым краевым законом, предоставляются для индивидуального жилищного строительства, соответственно муниципалитеты при формировании участков должны учитывать особенности местности.
Проводя мониторинг предоставления участков многодетным семьям, департаментом выявлены случаи выставления на жеребьёвках земельных участков в заболоченной местности. Данные вопросы решаются положительно: участки из перечня исключаются, гражданам на жеребьёвках предоставляются иные участки.
— Татьяна Еремина спрашивает: «У нас договор аренды под строительство магазина был заключен без торгов в 2010 году, договор неоднократно продлевался. Мы пропустили 3-х месячный срок, который давал преимущественное право на продление договора аренды, но заявление на продление подали до окончания срока действия договора. У нас имеется свидетельство о праве собственности недостроенного строения. Можем ли мы согласно земельному законодательству однократно, без торгов, сроком на 3 года продлить договор аренды земельного участка для завершения строительства?»
— Статьей 39.6 Земельного кодекса установлена возможность предоставления без торгов земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства.
При этом обязательными условиями предоставления такого участка без торгов являются: подача заявления о заключении нового договора аренды такого земельного участка до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка. А также, если уполномоченным органом (департаментом) в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.

Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Срок заключения такого договора не может превышать трех лет.

— Вопросы от Олеси Куватовой: «Собственники интересуются, почему невозможно использовать землю по назначению? Администрация выделила участок в глуши, где нет ни дорог, ни электричества, никакой цивилизации, даже стройматериалы не подвезёшь. В свою очередь требуют налог в размере 10 000 рублей».

— Обеспечение земельных участков объектами инженерной и дорожной инфраструктуры относится к обязанностям муниципалитетов. Как уже было сказано, уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований разрабатываются соответствующие программы. Со стороны Администрации Приморского края предусмотрено субсидирование таких программ.

В Приморье действует краевая госпрограмма «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2017 годы». Она включает мероприятие 2.6.1. «Предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на обеспечение земельных участков, предоставленных (предоставляемых) на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой».
Постановлением утвержден порядок предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам поселений и городских округов Приморского края на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципалитетов, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципального образования по организации строительства и созданию условий для жилищного строительства. Это касается обеспечения предоставленных многодетным семьям земельных участков инженерной инфраструктурой (а именно: электроснабжением, водоснабжением, водоотведением), а также организации электро-, водоснабжения населения и водоотведения на указанных участках.
— Люди, которые получили землю в бухте Лазурной, интересуются, когда начнётся строительство дорог и инфраструктуры на этом участке?
— Постановлением Администрации Приморского края от 14 апреля 2014 года № 134-па внесены изменения в госпрограмму «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013-2017 годы». Согласно этим изменениям появилась возможность предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на проектирование, строительство подъездных автомобильных дорог, проездов к земельным участкам, предоставленным (предоставляемым) на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.
Для получения субсидий муниципальные образования в срок до 1 ноября текущего финансового года направляют документы, указанные в п. 6 порядка предоставления и расходования субсидий за счет средств дорожного фонда Приморского края бюджетам муниципальных образований Приморского края на осуществление дорожной деятельности, утвержденного постановлением администрации края от 7 декабря 2012 года № 394-па.
Ответственными исполнителями данных программ являются департамент градостроительства Приморского края и департамент дорожного хозяйства Приморского края, соответственно, наш департамент актуальной информацией по данному вопросу не располагает.
— Вопрос от Ольги: «По вашему мнению, как повлияет на исполнение земельного закона новая возможность граждан получать участки в муниципалитете, где они не прописаны? Известно, какие муниципалитеты подпишут соответствующие соглашения в ближайшее время?»
— Рассматривая данный вопрос, стоит отметить, что возможность предоставления участков вне зависимости от прописки граждан уже предусмотрена в краевом законе по предоставлению участков гражданам, имеющим двух детей, молодым семьям. Недавние изменения коснулись лишь организационных моментов такого предоставления.
В настоящее время соглашения заключены администрацией Владивостока с администрациями Надеждинского, Шкотовского, Спасского, Чугуевского муниципальных районов и Спасска-Дальнего.
В то же время, ни одного земельного участка по данным соглашениям муниципалитетами пока не предоставлено.
Рассмотреть практическую значимость заключённых соглашений возможно через измерение расстояний между данными муниципальными образованиями. К примеру, расстояние от Владивостока (остановка «Фабрика Заря») до Надеждинского сельского поселения составляет около 40 километров, до Шкотовского сельского поселения – 71 километр, до Спасска-Дальнего – 223 километра, до Чугуевского сельского поселения – 316 километров.
В то же время краевым законом установлено, что земельные участки могут использоваться только для индивидуального жилищного строительства. Также данным законом предусмотрен запрет на передачу земельного участка или его части в субаренду, равно как и запрещена передача прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам. Возможно предположить, что по заключённым соглашениям, ввиду наличия интереса жителей Владивостока предоставление участков возможно лишь на территории Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов.
У многодетных семей Приморского края при получении участка есть выбор: начать строительство жилого дома или продать земельный участок с целью последующего улучшения жилищных условий семьи за счёт вырученных финансовых средств от такой продажи.
Таким образом, считаем, что возможность получения участков для многодетных семей на территории иного муниципального образования будет способствовать эффективной реализации закона № 837-КЗ за счёт предоставления участков гражданам муниципального образования, где наблюдается нехватка пригодных земель, на территории иных муниципальных образований. Отметим, что такое предоставление возможно лишь с согласия многодетных семей.
Департамент не располагает сведениями о намерениях муниципальных образований по вопросу заключения рассматриваемых соглашений. Со своей стороны нами планируется проведение рекомендательной работы для муниципалитетов, в первую очередь акценты будут сделаны на наличие пригодных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, также на заинтересованность самих граждан в потенциальных территориях предоставления участков.
— Сегодня много говорят о возможности выделения на Дальнем Востоке 1 гектара земли. Можете рассказать поподробнее об этом?
— В адрес департамента сегодня поступает очень много писем от граждан как раз по этому вопросу. Полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев действительно озвучил концепцию предоставления 1 гектара земли на Дальнем Востоке.
Сегодня проект закона доступен на сайте Минвостокразвития для публичного обсуждения, ознакомиться с ним может каждый желающий. Вместе с тем документ содержит некоторые нюансы юридического характера. Поэтому его принятие возможно после того, как будут разрешены споры на уровне Госдумы.
Наталья Сергеевна, благодарю Вас за интересные ответы.
Напомню, сегодня на вопросы приморцев отвечала директор департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Наталья Соколова.

источник — администрация Приморского края